21 февраля на базе МБОУ «Ржаксинская СОШ № 2 им. Г.А. Пономарёва» состоялся Межмуниципальный методический день Центров образования цифрового и гуманитарного профилей и Центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» Ржаксинского района.
В рамках методического дня было проведено 5 мастер-классов.
На мероприятии присутствовало 9 педагогов, методист Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования, ведущий специалист отдела образования администрации Ржаксинского района. К онлайн-трансляции присоединились педагоги других муниципалитетов области, было зарегистрировано 47 подключений.
Ведущий специалист отдела образования администрации района Сарычева Наталья Владимировна ознакомила присутствующих с планом проведения методического дня, отметив, что в процессе проведения мастер-классов своим опытом поделятся педагоги всех 5 Центров «Точка роста» муниципалитета.
Первой представила свой опыт работы Николаева Наталия Николаевна, педагог филиала Ржаксинской СОШ № 1 в поселке Чакино. Она выступила на тему «Робототехника – шаг в будущее».
Робототехника – это универсальное направление деятельности, которое может быть реализовано как в основном, так и в дополнительном образовании. Ученик Наталии Николаевны Завьялов Сергей познакомил присутствующих с робототехническим набором «Клик» и представил собранную и запрограммированную на ArduinoIDE модель робота. Коллеги из Ржаксинской школы №2 тоже показали своих роботов Arduino и Lego. Было отмечено, что робототехника увлекает всех без исключения, обучающиеся знакомятся с основами программирования, с большим интересом собирают роботов ученики и младших, и старших классов, поэтому необходимо увеличивать количество робототехнических наборов в школах.
Следующей выступала Мальцева Елена Николаевна, педагог Центра образования «Точка роста» Ржаксинской СОШ №2, которая провела мастер-класс на тему «Использование цифровой лаборатории на уроке биологии и во внеурочной деятельности». Коллеги в аудитории поработали с цифровыми лабораториями «Архимед», используя мультидатчики лабораторий, провели мониторинг микроклимата, измерили показатели влажности, освещенности, температуры в помещении и содержания кислорода в воздухе. Практическое занятие по изучению микроклимата может быть использовано для повышения образовательного уровня при изучении тем на уроках биологии, физики, экологии, классных часах и других мероприятиях учителями и учениками с целью научить детей оценивать состояние окружающей среды методами научного познания. Знание вопросов санитарно-гигиенических норм и правил поможет избежать ухудшения самочувствия, нарушения работоспособности и возникновения различных заболеваний.
Преподаватель основ безопасности жизнедеятельности МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М. Фролова» Бугров Александр Юрьевич осветил роль ситуационных задач в достижении предметных результатов на уроке ОБЖ. Одним из методов обучения на уроках ОБЖ является ситуационный способ обучения, направленный на развитие интереса у детей и выработки навыков в решении задач, которые встречаются в жизни. Это позволяет отработать несколько опасных ситуаций на одном уроке. Учащиеся «проживают» опасную ситуацию и учатся её предвидеть, принимать решение, позволяющее минимизировать опасные последствия. Оборудование Центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» способствует лучшему усвоению материала и отработке практических действий, возникающих при чрезвычайных ситуациях.
Дроздова Татьяна Борисовна, учитель химии и биологии филиала Ржаксинской школы № 2 в селе Каменка, представила мастер-класс на тему: «Определение кислотности напитков с помощью датчиков рН» и продемонстрировала методы и приёмы работы с цифровой лабораторией IntlerLab на уроках химии и во внеурочное время. На мастер-классе был представлен фрагмент внеклассного мероприятия, на котором ученики 9 класса выступили в роли сотрудников научно-исследовательского института и выполнили работу по изучению кислотности напитков, употребляемых в пищу, с использованием цифровой лаборатории по химии. Эксперимент показал, что наиболее высокой кислотностью обладают газированные напитки и обучающиеся сделали вывод, что их употребление в пищу необходимо ограничивать.
На мастер-классе учителя биологии филиала Ржаксинской школы № 1 в селе Б-Ржакса Названцевой Елены Александровны педагоги познакомились с возможностями применения цифрового микроскопа на занятиях по биологии на разных этапах урока и во внеурочное время. В практической части педагог совместно с обучающимися продемонстрировали фрагмент занятия дополнительного образования «Практическая биология» с использованием цифрового микроскопа по теме «Изучение органов дыхания растений». На этом занятии учащиеся готовили препараты с применением метода реплики, делая оттиск листьев комнатных растений, затем рассматривали их под микроскопом. Дети подписали и сохранили фотографии с макроизображениями листьев, сделанными с помощью микроскопа. Педагог в дальнейшем может неоднократно использовать эти материалы в работе, делиться ими с обучающимися и коллегами.
Подводя итог межмуниципального семинара, методист отдела по реализации проектов и программ ТОИПКРО Смагина Алина Серафимовна отметила высокий профессионализм выступавших и значимость представленных практик для повышения качества организации учебного процесса, проектной и внеурочной деятельности. Коллеги из других муниципалитетов, подключавшиеся к онлайн-трансляции, оставили положительные отзывы и поблагодарили организаторов за интересное и полезное мероприятие.